В 2019 году праздник отмечается 24 августа (Сб).

Шри Кришна-Джанмаштами — один из наиболее известнейших праздников, берущих начало в глубокой древности времен ведийской цивилизации. Этот праздник связан с именем Кришны, явившимся свыше 5 тысяч лет назад на нашей планете.

«Джанма» означает на санскрите «рождение», а «аштами» — «восьмой день убывающей Луны». В такой день 51 столетие назад, на восьмой день убывающей луны месяца Бхадра (август-сентябрь), как гласят священные писания (вычисления звездочетов разнятся в пределах где-то ста лет), на Землю и снизошел Кришна.

О виновнике торжества Шри Кришне в древнеиндийских ведийских писаниях говорится как о Всевышнем. Кришна — главный персонаж эпоса «Махабхарата» и автор знаменитого священного писания «Бхагавад-гита» («Песнь Бога»). В Индии и во всем мире, в целом, Кришну почитает почти миллиард людей. Имя Кришны означает «всепривлекающий».

Джанмаштами считается точкой отсчета новых надежд и планов. Индусы верят, что, если загадать в такой день желание, оно непременно сбудется. Вероятно, что поэтому Джанмаштами иногда даже называют «индийским Новым годом».

Джанмаштами любят в Индии, как Западе любят Рождество, и празднуют, независимо от вероисповедания. Джанмаштами считается общенациональным праздником, хотя давно уже вышел за пределы места своего происхождения.

В многочисленных храмах, прежде всего, в священном Вриндаване, где Кришна провел Свои детские годы, устраиваются пышные ритуалы под громкие песнопения и молитвы. Божество (мурти, то есть алтарную фигуру) Кришны брахманы омывают ключевой водой, йогуртом, молоком, фруктовыми соками и медом. С раннего утра и до поздней ночи в Джанмаштами принято славить Бога и Его деяния.

Вот как в сакральных текстах рассказывается о первом праздник в честь явления Кришны.

«На следующий день было объявлено, что у Яшоды родился сын. Согласно ведическому обычаю, Нанда Махараджа созвал ученых астрологов и брахманов, чтобы провести церемонию по случаю рождения ребенка. Когда рождается ребенок, астрологи вычисляют время его рождения и составляют его гороскоп. Происходит и другая церемония: члены семьи совершают омовение, одевают красивые одежды и украшают себя драгоценностями. Затем они собираются вокруг ребенка, чтобы услышать, что скажет астролог о его будущем. Нанда Махараджа и другие члены семьи нарядились и сели перед колыбелью. Брахманы, собравшиеся по этому случаю, пели благоприятные мантры, в то время как астрологи проводили церемонию по случаю рождения. Нанда Махараджа раздал двести тысяч богато украшенных коров, а также горы злаков, ткани и множество украшений.

Собравшиеся брахманы произносили ведические мантры, а снаружи трубили в морские раковины и били в литавры. На полу смесью рисовой муки и воды повсюду были нарисованы благоприятные узоры, и все вокруг, даже дороги и улицы, было обрызгано душистой водой. Потолки и крыши украшали флаги, гирлянды и зеленые листья. Из цветов и зеленых листьев были сделаны арки. Всех коров, быков и телят умастили смесью масла и куркумы и ярко раскрасили. Их украсили гирляндами из павлиньих перьев и золотыми бусами, а также покрыли красивыми цветными тканями.

Услышав о рождении сына Нанды Махараджи и Яшоды, все пастухи и пасту́шки Вриндавана нарядились и отправились к их дому.

Пасту́шки принялись благословлять ребенка: “Дорогое дитя, живи долго, чтобы хранить нас”. Они поднесли ему смесь порошка куркумы с маслом, йогуртом, молоком и водой. Этой смесью они окропили тело Кришны и обрызгали всех собравшихся.

Когда пастухи увидели, как развлекаются пасту́шки, они еще больше развеселились и в ответ также стали поливать гопи (пасту́шек) йогуртом, молоком, гхи (топленым маслом) и водой. Затем обе стороны принялись бросать друг в друга свежесбитым маслом. Нанда Махараджа был очень счастлив видеть развлечения пастухов и пасту́шек и щедро раздавал милостыню собравшимся там певцам, а брахманам — пожертвования в виде украшений, одежды и коров»...

Существует множество традиций праздннования Кришна-Джанмаштами проведения этого праздника.

В Южной Индии Джанмаштами — это семейный праздник, на который собираются все родственники. С раннего утра Божество Кришны омывают, кладут в колыбель и проводят Ему церемонию поклонения. Ранним утром женщины рисуют на земле пастой из рисовой муки отпечатки детских ног вокруг дома. Этот обычай очень популярен в Южной Индии.

На севере Индостана явление Кришны празднуется немного иначе: здесь это шумное, яркое действо, напоминающее карнавал. Празднование может длиться несколько дней. Повсюду звучат песни и стихи, прославляющие Кришну, устраиваются театральные постановки об играх Кришны и Шримати Радхарани.

В штате Махараштра (Центральная Индия) популярен обычай «Дахи-ханди», инсценирующий детские игры Кришны. Глиняные горшки с йогуртом («дахи-ханди») подвешивают на веревках высоко к потолку и под радостное пение «Говинда, Говинда» команда детей должна соорудить под горшками пирамиду и добраться до йогурта.

Имеются свои традиции празднования Джанмаштами и в каждой вайшнавской сампрадайе (ученической преемственности, восходящей к Кришне).

Шри-сампрадайя

В Шри Рангаме — главном храме Рамануджа-сампрадаи — есть несколько алтарей, посвященных Кришне. В первой пракаре (внутреннем дворе храма, самом близком к центральному святилищу) установлено Божество Бала-Кришны — Кришны в образе ребенка. Кришна изображен танцующим, а за Его спиной стоят Васудева, Деваки и Рохини. На Джанмаштами эти Божества омывают священной водой, а затем Кришна и Нам Перумал (утсава-мурти Господа Ранганатхи) на паланкинах обходят Читра-стрит — одну из улиц, окружающих храм. На следующий день Кришна вновь возвращается на эти улицы — поиграть. Там от Его имени всем преданным раздают кунжутное масло и сандал.

Мадхва-сампрадая

В Удупи Джанмаштами тоже отмечается со всей возможной пышностью. Ачарья — настоятель Кришна-матха (главного храма Удупи, где установлено Божество Удупи-Кришны) соблюдает в этот день полный пост, а ночью, когда восходит Луна, совершает омовение и проводит Шри Кришне особую пуджу (церемонию), во время которой Господу предлагаются разнообразные сладости.

На следующий день, после особой утренней пуджи, собравшимся гостям раздают щедрое угощение. А в полдень проводят шествие — глиняное мурти Господа Кришны помещают на золотую колесницу и везут по Кар-стрит (центральной площади Удупи), роскошно украшенной по такому случаю. На площади возводят многочисленные арки, туда приносят и разбивают глиняные горшки с подкрашенной водой, сладостями и йогуртом. Актеры устраивают пантомиму, наряжаются в карнавальные костюмы и маски и веселят публику.

После карнавала местные брахманы устраивают праздник для себя. Они проводят различные состязания, поливают друг друга цветной водой, а затем купаются.

По окончании праздника глиняное мурти Кришны опускают в озеро Мадхвы, а всем собравшимся раздают ладду (сладость).

Нимбарка-сампрадайя

Во вриндаванских храмах Нимбарка-сампрадайи, пышно украшенных по поводу празднования Джанмаштами, проводится абхишека, то есть Божество омывают водой Ямуны, молоком, йогуртом, маслом гхи, медами и осыпают цветами. Божествам предлагаются новые роскошные одежды и украшения. В храмах устраивают театральные постановки и танцы, изображающие игры Господа. В полночь проводится грандиозное арати.

На следующий день, в Нандотсаву, в храме Банки-бихари всем пришедшим раздают подарки.

Вишнусвами-сампрадайя (Валлабха)

В Натхадваре (где находится главный храм этой сампрадайи) даршаны начинаются с самого раннего утра. В это день Господа будят очень рано, усаживают Его на трон, одевают в ярко-жёлтый чадар и поют Ему киртаны и бхаджаны. В это время готовят воды для абхишеки — их разливают в золотые и серебряные сосуды.

Господа омывают панчамритой — молоком, йогуртом, медом, гхи и сахарной пудрой. В эти моменты Шри Натхджи (изваянный из черного камня) кажется сделанным из масла — из-за молочных продуктов, которыми Его омывают!

После абхишеки Господа наряжают в новые одежды и ставят Ему тилаку. В три часа дня Ему предлагают разные игрушки (коров, слонов и т.п.), сделанных из чистого золота.

В это время на улице царит веселье — женщины в разноцветных сари, мужчины в лучших одеждах обходят храм и участвуют в киртанах. Идет роскошный парад, в котором принимают участие колесницы, слоны, верблюды, джипы. Церемониймейстеры несут на головах канделябры, а оркестры играют праздничные марши.

В полночь, под звуки морской раковины и гонга, дается 21 залп праздничного салюта. Проводится арати и новая абхишека, после чего Шри Натхджи предлагают пир.

На следующий день, под звуки бхаджанов «Нандгхаре ананд бхайо! Джай каная лал ки!» и «Лало джайо мата яшодарани тота джайо гокул ме ананд айо!» вайшнавы устраивают шумный карнавал, поливая друг друга маслом и йогуртом, смешанными с разноцветной пудрой.

В современном мире

На Запад обычай праздновать явление Кришны пришел в 1966 году вместе с учрежденным выдающимся индийским религозным деятелем А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977) Международным обществом сознания Кришны (ИСККОН). Наряду с другими традициями вайшнавов Шри Кришна-Джанмаштами отмечают в храмах ИСККОН по всему миру. Джанмаштами — один из самых роскошных праздников ИСККОН.

Ныне Джанмаштами отмечают практически во всех странах мира, в том числе, и в Москве, где широко празднуется с 1988 г. Хотя, по всей видимости, Джанмаштами праздновали еще при первых купцах-индусах в Астрахани чуть ли не 400 лет назад. Джанмаштами в Москве и других российских городах традиционно посещают послы Индии, Непала, Шри Ланки, Маврикия, других стран, где распространен индуизм.

ЯДУНАНДАНА дас

Фото АНАНДА ГОВИНДА дас