Фото: АНАНДА ГОВИНДА дас
ВИШНУТАТТВА дас Чем патриотизм ценен для духовной жизни
https://www.youtube.com/watch?v=RGmLMlieukg&t=3s
https://www.youtube.com/watch?v=tMNQkENu-NA
Как сообщили российские СМИ со ссылкой на результаты опроса, проведенного «Левада-центром» с 21 по 24 апреля с.г. среди 1,6 тыс. чел., 67% россиян испытывают гордость за свою страну, а еще 75% респондентов признались, что гордятся именно своим гражданством. Другими поводами для гордости послужили природные ресурсы и история нашей страны, а также армия и отечественная культура: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1004966/bolshinstvo_rossiian_ghorditsia_svoiei_stranoi
Но попробуем разобраться в том, что же такое патриотизм в более тонком понимании этого слова, которое ныне у многих на устах.
Духовный путь — это наша попытка вернуть утраченные взаимоотношения с Богом. На этом пути встречается множество препятствий. Самые главные из них связаны с ложными представлениями о жизни. Однако некоторые такие представления о жизни только кажутся ложными. Одно из них — это, например, представление о том, что любовь и привязанность к близким, любовь и привязанность к родине суть препятствие. Это не всегда так.
Если обратить внимание на различные священные писания мира, то можно обнаружить, что препятствия материальные отличаются от привязанностей духовных. Помните, как Иисус говорит в Новом Завете: «Не любите мира, ни того, что в мире»? «И враги человеку — домашние его». Очень серьезные высказывания. Подобные высказывания можно встретить и в ведической литературе. Так, в Шримад Бхагаватам встречается сравнение семейной жизни с… темным колодцем материального существования! Там же в Шримад Бхагаватам мы обнаруживаем знаменитый текст, где говорится, что человек, который поклоняется земле, на которой родился, подобен ослу или корове.
Патриотизм — это тема, которой я хотел коснуться. Любовь к родине — необходима ли она для человека духовного? Будет ли эта ценностью ценностью для человека, развивающего любовь к Богу? Нет ли здесь противоречия?
В действительности, священные писания учат нас не только тому, что́ есть любовь к Богу, но и тому, как ее достичь. Существуют ступени, по которым движется человек, возвышая свое сознание. Одна и таких ступеней — преодоление эгоизма. Именно эгоизм удерживает нас в рамках материального существования, отвращая нас от Бога.
Патриотизм означает любовь к родине. Патриотизм означает служение своей стране, своему народу. В действительности, для человека духовного — это еще один способ очиститься от эгоизма. Это еще один способ, как, развивая служение, развивать в своем характере бескорыстие и любовь. Мы вступаем во взаимоотношения с разными людьми. Мы рожаем детей, исполняем свои обязанности перед близкими, перед родственниками, перед государством. Исполнение всех этих обязанностей — наш долг. Без исполнения этого долга, этой дхармы мир рассыпался бы. Мы видим, как весь мир, вся природа, вся Вселенная исполняют дхарму.
Человеческое начало также существует благодаря соблюдению законов. Стабильность позволяет нам посвятить себя духовной жизни. Мы учимся любить. Мы живем в школе, в которой учимся любить. Это школа любви: любви к близким, любви к своей семье, к своему народу, к своей родине, ко всему миру.
В конце концов, вершина такой любви есть способность бескорыстно с любовью служить Богу. Следует понимать, что мы движемся по ступеням, поэтому исполнение наших гражданских обязанностей есть часть нашего духовного пути — здесь нет противоречий. И мы должны с энтузиазмом и осознанно совершать такое служение, хорошо понимая, что это ни что иное, как служение Господу.
Будьте счастливы на этом пути! Пусть вам сопутствуют энтузиазм и радость на этом трудном, но сладостном пути!
Несомненно, патриотизм — одна из ценностей современного человека. И для духовного человека, для человека, пытающегося осознать свою духовную природу и свои отношения с Богом, совершенно логично видеть все в этом мире в связи с Верховным Господом. Духовный человек понимает, что этот мир — проявление духовной энергии Всевышнего. Следовательно, все, что происходит в этом мире, связано, несомненно, с Его высшей волей и с волей Его санкций.
Таким образом, когда мы говорим условно о любви к родине, имея в виду суть этого патриотизма как явления, мы, в конце концов, как духовные люди должны понимать, что речь идет об определенном проявлении любви к Богу.
А о чем же еще будет говорить духовный человек?
Конечно, не стоит отождествлять территорию, на которой мы приняли рождение, с самим Богом. Но следует понимать, что наша мирская родина — это часть царства Бога. И, следовательно, у нас есть некоторые полномочия в течение этой жизни, некоторые права, которые даны нам Всевышним, и мы должны прожить эту жизнь на этой родине, согласно Его воле. Именно поэтому во всех священных писаниях утверждается важность защиты отечества, почтения к предкам, важность почтения к родителям, почтения к своим традициям.
Это очень естественно для человека духовного — видеть, что его родина — часть царства Бога. Исходя из этого, духовный человек будет охотно воспринимать других людей, представителей других традиций и государств как своих духовных братьев, поскольку их родина также есть часть царства Всевышнего.
Поэтому мы утверждаем, что духовное знание служит основой для объединения всех людей разных традиций, разных религий, разных национальностей.
Это выход их положения перед лицом кризисов современного мира.
Патриотизм — это проявление доброты. Любовь в этом мире проявляется как доброта. Таково утверждение одного из наших ачарьев — Бхактивинода Тхакура. Он утверждает, что изначальная любовь — это любовь к Богу. Однако в этом мире она транслируется как доброта. И когда мы говорим о любви к родине, мы говорим о добрых отношениях к родине. Именно поэтому шастры утверждают, что родина, или место, где мы родились, — это одна из матерей человека. Соответственно этому, надо заботиться о ней, защищать ее и заботиться о ее процветании.
Разумеется, любовь к Богу остается высшей ценностью. Это наши вечные взаимоотношения и наша вечная родина — духовный мир. Но материальный мир — проявление энергий Бога, и мы находимся здесь какое-то время ради того, чтобы, осознав свою духовную природу, вернуться обратно. Этот мир — трансляция, реплика нашей изначальной духовной родиной. Здесь нет противоречий.
Проявляя доброту к этому миру, человек будет исполнять свои обязанности. Быть добрым означает содействовать благу окружающих. Содействовать благу своей страны означает исполнение своих обязанностей. Это часть духовной жизни духовного человека, потому что духовный человек воспринимает этот мир как проявление энергий Бога. Гармония в этом мире — часть важных предписаний, содержащихся в священных писаниях.
Итак, быть настоящим патриотом означает быть патриотом духовного мира, означает осознание себя гражданином царства Бога. Быть патриотом означает содействовать благу окружающих. Практически это означает быть слугой всех живых существ и быть слугой Бога.
Мы живем в довольно тревожное время. Мы видим, как сталкиваются интересы людей, приводя к очень серьезным конфликтам и трагедиям. Лидеры общества, стремясь к миру и согласию, должны, несомненно, со всей серьезностью взглянуть на указания священных писаний. И если мы действительно стремимся к единству людей и к миру, то следует понять, что должно лежать в основе этого единства.
Это — божественная воля, или божественная справедливость.
Как распознать божественность и каковы параметры божественности? Для этого следует обратить к подлинным писаниям, к подлинным мудрецам, к святым. Такие люди есть и в наше время.
Мы находимся во временных условиях временного материального тела. Это тело мы получаем с рождения на данной территории, в данной стране, и мы играем свою роль в соответствии со священными писаниями. Это роль слуги Бога, но слуги, который оказался в материальном мире. И эта роль должны быть исполнена правильно.
Автор — вице-президент ЦРО ЦОСКР