Фото: Ананда Говинда дас
Как сообщают СМИ, Челябинская епархия Русской Православной Церкви обратилась в прокуратуру и органы исполнительной власти с просьбой проверить содержательную сторону этого мероприятия на соответствие отечественному законодательству. По сведениям, например, сайта "Накануне.Ru", в этом году устроители изменили название с праздника Холи на «Всероссийский фестиваль красок» (27-го и 28-го мая на территории челябинского торгово-развлекательного центра «Горки»). В епархии считают, что организаторы мероприятия, поменяв название, «злонамеренно пошли на откровенный подлог, пытаясь представить его как невинное светское развлечение, веселую забаву для молодежи».
Так что же такое, этот «праздник красок»? Дело в том, что этот древний праздник не имеет ничего общего с той мрачной демоничностью, о которой сообщает миссионерский отдел Челябинской епархии. В этом можно легко убедиться, просто ознакомившись с сущностью и историческим подтекстом праздника. Действительно, среди персонажей Холи фигурирует демоница, по имени которой праздник и получил свое распространение. Однако, Холи всем известен именно как праздник победы Добра над Злом, а не наоборот.
Немного фольклорной филофии. Итак, своим названием праздник обязан Холике, сестре могущественного демона Хираньякашипу. Тот был столь дерзок, что бросил вызов вседержителю Вишну. Но у демона, как ни удивительно, был маленький сын Прахлад, который свято верил в Бога. Однажды, разгневавшись на набожность сына, злодей повелел Холике бросить Прахлада в костер. Холика взяла мальчика на руки и вошла в костер. Она обладала мистической способностью противостоять стихии огня, но Вишну лишил ее этой силы. Мальчик же спасся. Так испепеление колдуньи стало символом победы добра над злом.
Уральские СМИ, комментируя в прошлый раз точку зрения епархии на этот индийский праздник, отмечали, что по сути он немногим отличается от традиционных русских обрядов, таких, как, например, сжигание чучела на Масленицу.
Так что опасения епархии совершенно напрасны, и мы лишь благодарны ей за публичное напоминание об этом празднике, который на самом деле не входит в перечень более чем 300 больших и малых праздников и исторически значимых дат, составляющих вайшнавский (кришнаитский) праздничный календарь. Если кто-то и отмечает его как духовный, так это только по своей частной инициативе.
В России Холи стали отмечать на волне традиционной популярности индийской культуры. Праздник красок, как его часто стали называть на Западе, можно увидеть во многих фильмах традиционного индийского кино. Эти фильмы-мелодрамы с удовольствием смотрели мы еще во времена СССР, и ни у кого никогда не возникало тревожного чувства.
Не соответствует действительности и утверждение о том, что в России нет индийского этноса. В нашей стране уже многие десятилетия живут граждане Индии, для которых Россия стала второй родиной. Очень популярны в Индии и российские вузы, например, медицинские, технические и т.д. У нас учатся тысячи студентов из Индии, и нельзя сказать, что они не помнят о своих традициях.
В последние годы праздник Холи стали устраивать различные коммерческие фирмы и компании для, по всей видимости, продвижения своей продукции. К ним вайшнавы не имеют отношения. Такие веселые гулянья носят скорее культурный характер, и об истории праздника, его темах никто и не говорит. Похоже, сами устроители об этом и не собираются знать, их интересует настроение жизнерадостности. В современной культуре нередко происходят такие вещи, что изначальный замысел того или иного события сглаживается и попросту замещается современными эмоциями и настроениями. Люди просто веселятся — также, как веселятся и люди на экранах индийского кино.
Вряд ли, кстати, праздник станет очень уж популярным у нас, поскольку у нас холодновато, конечно, и потом не отстираешься. Но у него все-таки есть своя историческая значимость, как и у любого доброго старинного обычая.
Источники: http://www.newsru.com/religy/23may2017/holi.html
https://www.nakanune.ru/news/2017/5/23/22470834