Называть человека «богом» было модным по все времена. А чтобы тебя не заподозрили в ереси, стало принято увязывать столь лестный эпитет с блистательным мастерством, искуссностью или виртуозностью человека-гения в той или иной области.
Сегодня такие «боги», замечательно обжигающие горшки, есть повсюду, начиная с футбола и кончая хакерами.
Не остался в стороне и Стив Джобс. Причем тут дело куда серьезнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь ученые приравняли увлечение техникой компании Apple... к религии!
Налицо все признаки божественного. Во-первых, очереди за каждым новым продуктом фирмы напоминают очереди паломников, страстно желающих соприкоснуться со святыней или попасть на исповедь к святому человеку. Во-вторых, исследователи мозговых импульсов, сопоставив медитацию любителей гаджетов на вожделенную цифровую игрушку с религиозным экстазом верующего, нашли, что и то и другое исходит из одних и тех же области мозга. А еще сама организация производственного труда в компании сильно напоминает по строгости и простоте самый настоящий храм, не говоря уже о сакрализованной символике в виде надкушенной антоновки.
Да и сам Джобс предстает неким богом, а если точнее, то пророком, зовущим своих последователей в светлое матричное будущее, где все равны и где каждый получит по потребностям.
Тут вопрос даже не в том, что Стив Джобс вырос как личность на прасаде из храма Кришны, спасавшего его в лихие студенческие годы, а в том, что, говоря о «богах», мы не знаем об отличительных признаках Бога.
Одной из уникальных сфер божественного знания в традиции вайшнавов считается как раз описание качеств Бога как личности. Ведь если каждый из нас личность, то почему Бог не может быть личностью? Разве у святых личностей, записавших на санскрите древнее сокровенное знание, был какой-то резон обмануть будущие поколения и загнать людей в дебри иллюзии? Конечно, же нет. В «Шримад Бхагаватам» рассказам о Боге как личности и Его личностных качествах отводится важнейшая роль, потому что именно такое знание реально помогает человеку вырваться из рокового пленительного очарования материи и вспомнить о своих изначальных отношениях с Богом.
Чтобы обрести знание о Боге, надо больше читать о Боге. Знание о Боге, о том, кто Он, где находится, когда и в каком образе нисходит, заставит устыдиться любого хвастуна, объявляющего себя или втайне не исключающего себя в роли Бога, а также тех, кто ищет кумиров среди простых смертных, пусть те и обладают незаурядными качествами и талантами. В любом случае Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что Он и есть талант в человеке, и это обстоятельство еще не доказывает его божественной исключительности.