Суд над йогом в Санкт-Петербурге завершился. Судья, исследовав материалы дела и заслушав показания свидетелей, вынесла решении о прекращении дела ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Можно только приветствовать решение суда по «делу йога». Несмотря на внешне кажущуюся простоту каждое дело по «миссионерскому закону» оказывается непростым ввиду неопределенности формулировок данного закона. Решение этого суда было справедливым.
К счастью, российский суд не повторил ошибки 5-летней давности, когда в Томске чуть было не засудили священную индийскую книгу «Бхагавад-гиту», пытаясь признать ее экстремистской. Тогда сам факт суда вызвал сильнейший резонанс в Индии и чуть было не стал причиной конфликта между нашими традиционно дружескими странами.
Йога как уникальная оздоровительная практика и как ее философская мировоззренческая составляющая признана всемирным наследием, причем известная в России уже очень давно, и попытка псевдоэкспертов превратить ее в «миссионерство» говорит, увы, о незащищенности индийского духовно-культурного наследия в нашей стране. А ведь это язык, на котором общаются русский и индийский народы испокон веков. Пристальное внимание государства к решению таких досадных недоразумений могло бы только укрепить и расширить стратегическое взаимодействие между Россией и Индией.
Тем более, что в Индии и в России уже началось празднование 70-летия установления российско-индийских дипломатических отношений. Надеемся, что суд в Санкт-Петербурге будет воспринят действительно как нелепость.
Что касается собственно суда над йогой, то от внимания общественности и СМИ не ускользнул тот факт, что миссионерский закон в его нынешнем виде словно поощряет заведомую «виновность» лиц, принадлежащих к тому или иному религиозному объединению, к нарушению миссионерского закона. Это заведомо отчуждает наше с вами конституционное право на свободу вероисповедания, делает верующих людьми второго сорта.