Реакция на суд «дошла до Москвы и до Индии», активизировала научное сообщество. Во многом благодаря научному сообществу этот процесс разрешился не в пользу истцов, а сам казус побудил представителей разных религий задуматься о диалоге друг с другом и с научным сообществом.
Об этом сообщает Агентство религиозной информации «Благовест-инфо» http://www.blagovest-info.ru/index.php в статье Юлии Зайцевой «Религиовед рассказала об опыте межрелигиозного диалога в Томске».
Начавшись с частного общения томичей — представителей разных религиозных организаций, идея межрелигиозного диалога в Томске с годами реализовалась в деятельности регулярного дискуссионного клуба, ежегодного творческого фестиваля «Ойкумена» и других совместных инициативах. Об истории и деятельности группы «Межрелигиозный диалог» в Томске рассказала 22 ноября в Институте св. Фомы в Москве многолетняя участница этой группы, религиовед Ксения Петрова (на фото слева).
Дискуссионные встречи и круглый столы стали регулярно проводиться несколько лет назад на базе исторического факультета Томского госуниверситета. На встречи представителей разных религий всегда приглашаются заинтересованные ученые, студенты и аспиранты. Будучи историком-религиоведом, докладчица подходит к проблемам межрелигиозного диалога с научной точки зрения. По ее словам, организаторы диалога с самого начала, опираясь на труды М. Бахтина, М. Бубера и других философов, ставили перед собой задачу не просто научиться вступить в контакт с «другим», но попытаться его понять, избавиться от стереотипов в отношении друг друга, добиться «взаимодействия равных субъектов, в результате которого рождается новый смысл». Такие встречи, считают в Томске, помогают не только услышать другого, но и лучше узнать себя. Кроме того, практика диалога подтвердила известное наблюдение: чем больше человек утвержден в своей религиозной традиции, тем в большей степени он способен вступать в диалог с представителями другой традиции — «ему не нужно спорить, он может просто общаться», рассказывала К. Петрова. Таким образом, межрелигиозные встречи — это «не поле для прозелитизма, но площадка для коммуникации и интеллектуального общения». Те, кто приходят на встречи, чтобы «бороться за истину», здесь не задерживаются, добавила она.
Импульсом для начала межрелигиозного диалога стал громкий юридический казус: летом 2011 года прокуратура Томской области обратилась в суд с иском о признании экстремистской книги «Бхагавад-гита как она есть» с комментариями основателя Международного общества сознания Кришны Бхактиведанты Свами Прабхупады. Как напомнила докладчица, реакция на этот процесс «дошла до Москвы и до Индии», активизировала научное сообщество, в результате чего в Томском университете прошла международная научная конференция по «Бхагават-гите». По ее словам, во многом благодаря научному сообществу этот процесс разрешился не в пользу истцов, а сам казус побудил представителей разных религий задуматься о диалоге друг с другом и с научным сообществом.
В каких же формах осуществляется межрелигиозный диалог в сибирском университетском городе, где живут представители разных диаспор, а зарегистрированных религиозных организаций насчитывается не меньше сорока (есть еще немало незарегистрированных, для которых вход тоже открыт)? Во-первых, это регулярные, раз в неделю-две, встречи в формате круглых столов, выросшие из спецсеминара кафедры медиевистики и методологии истории. В центре дискуссии — подготовленный доклад, тема которого заранее известна, например: «Религия и государство: мера взаимодействия», «Традиционные ценности в воспитании: плюсы и минусы», «Толерантность и межконфессиональный диалог», «Вера и знание» и т.д. Доклады делают представители как религиозных организаций, так и научного сообщества. В обсуждении принято соблюдать регламент: пояснять внутриконфессиональные и научные термины, с помощью песочных часов не затягивать выступление, емко формулируя мысль. Во встречах участвуют католики, разные деноминации протестантов, иудеи, мормоны, вайшнавы, буддисты, в меньшей степени — православные; однажды — старообрядцы. Такие дискуссии собирают от 10 до 40 человек.
Активным участником открытых межрелигиозных встреч стало в последнее время объединение, которое само себя иронично называет «Секта атеистов». По словам К. Петровой, их вопросы, адресованные представителям религий, не задевают последних, а побуждают к рефлексии и к более тесному знакомству друг с другом. «Почему мы только разговариваем? Давайте посмотрим, как вы живете», — сказали как-то атеисты. Это положило начало экскурсиям — в католический и православный храмы, в кирху, в дома молитвенных собраний, в синагогу, к буддистам и мормонам, в вайшнавский центр и т.д. Религиозные организации приглашали к себе в гости, с докладами такие встречи посетили специалисты из Германии, Индии, из Москвы.
Как известно, первая неделя февраля объявлена ООН Всемирной неделей гармоничных межконфессиональных отношений. С 2013 г. в Томске это событие отмечают межрелигиозным творческим и музыкальным фестивалем «Ойкумена». Как сообщают организаторы на странице мероприятия, фестиваль проводится «для уменьшения межкультурной, межнациональной и межконфессиональной напряженности и, соответственно, для повышения и углубления взаимопонимания и взаимоуважения». Как правило, фестиваль включает концертную программу и фуршет, которые готовят религиозные организации, а также открытый круглый стол с приглашением философов, культурологов, представителей разных культур и мировоззрений. Проект имеет культурно-просветительскую и социально-воспитательную цели: «познакомить участников и зрителей фестиваля с культурным, этническим и мировоззренческим разнообразием, проживающих в Томске и области людей; продемонстрировать их моральное и ценностное единство, несмотря на данное многообразие», отмечается на странице фестиваля. Мероприятие проходит ежегодно, за исключением того года, когда, по словам К. Петровой, он был сорван представителем Миссионерского отдела Томской епархии, который, вероятно, решил, «что это уже слишком». Сейчас участники начали активную подготовку к фестивалю, который пройдет 9 февраля 2019 г.
Томский межрелигиозный диалог не стал формальной организацией, с фиксированным членством и т.д. Все мероприятия организует рабочая группа волонтеров. Это имеет свои минусы (например, невозможность участвовать в грантовых конкурсах), но и свои плюсы, продолжила докладчица. Группа «Межрелигиозный диалог» ищет новые форматы, многие из них рождаются сами. Так, по договоренности с администрацией Томска представители разных религий посадили в городе «Аллею дружбы». Они делятся друг с другом опытом социального служения и приглашают помощников из других конфессий для участия в своих благотворительных проектах. Некоторые участники начинают свои проекты, а от общего ствола диалога не так давно ответвилась женская группа «Голубка»: на еженедельных встречах женщины из разных религиозных объединений обсуждают практические вопросы.
Автор Юлия ЗАЙЦЕВА, Агентство религиозной информации «Благовест-инфо»
Источник http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80507